4 мая 2012 года постановлением Правительства Москвы № 194-ПП за подписью мэра Москвы С. С. Собянина принято решение о строительстве станции метро «Котельники». Контроль над выполнением настоящего постановления возложен на заместителя мэра по вопросам градостроительной политики и строительства М. Ш. Хуснуллина.

В октябре 2012 года подразделениями компании «СК МОСТ» были развёрнуты работы по строительству участка Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена от станции «Жулебино» до станции «Котельники». Протяжённость участка составляет порядка 900 метров. Станция «Котельники» строилась открытым способом. Длина станционного комплекса — около 374 м, протяжённость оборотных тупиков составляет порядка 246 м. Левый и правый перегонные тоннели до станции «Котельники» были пройдены поочерёдно с помощью проходческого комплекса Herrenknecht S-736[3].

21 сентября 2015 года в 11—12 часов[4] по московскому времени станция открылась для пассажиров, став 197-й станцией Московского метрополитена.

С 28 октября по 3 ноября 2017, с 24 по 30 марта 2018 года и с 6 по 9 апреля 2019 года станция была закрыта для пассажиров в связи с проведением работ по сооружению тоннеля строящейся Некрасовской линии под тоннелями Таганско-Краснопресненской линии[5][6].

Перенос сроков
Изначально ввод в эксплуатацию станции «Котельники» (ТКЛ) был запланирован на конец декабря 2013 года, но в связи с проблемами, возникшими из-за собственников прилегающих земель, срок окончания строительства станции был перенесён на осень 2014 года.
18 августа 2014 года глава департамента строительства Москвы Андрей Бочкарёв сообщил, что станция метро «Котельники» точно откроется в декабре 2014 года, а проблемы с земельными участками вокруг площадки строительства остались в прошлом[7].
26 июня М. Хуснуллин сказал, что предположительно ко Дню строителя (9 августа 2015 года) метро «Котельники» заработает полноценно[8].
13 июля 2015 года глава столичного департамента строительства Андрей Бочкарёв сообщил, что точная дата открытия станции будет известна в конце июля[9].
23 июля 2015 года начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов уточнил, что 8 августа 2015 года, возможно, будет проводиться технологическое подключение станции[10].
4 августа 2015 года заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин на президиуме столичного правительства заявил об открытии станции для пассажиров в конце сентября[11].
21 сентября 2015 года в 11—12 часов[4] по московскому времени станция открылась для пассажиров.

Ход строительства

Возможно, этот раздел требует сокращения.
Сократите объём текста в соответствии с рекомендациями правил о взвешенности изложения и размере статей.
Октябрь — декабрь 2012 года. На Опытном поле (ОП) проводятся изыскательские работы, огораживается территория, завозится техника, устанавливаются строительные бытовки. На ул. Генерала Кузнецова в Жулебино идёт разработка котлована монтажной камеры для проходческого щита в сторону станции «Котельники».
Январь — февраль 2013 года. На территории ОП началось строительство станции и оборотных тупиков. В котловане на ул. Генерала Кузнецова запущен проходческий щит (ТПМК) от строящейся станции «Жулебино» в сторону «Котельников» (левый перегонный тоннель)[12].
Март — апрель 2013 года. В котловане на ОП начались работы по созданию бетонного основания станции. ТПМК в сторону «Котельников» прошел около 700 метров.
Май 2013 года. На ОП продолжается строительство станции. В середине месяца завершена проходка левого тоннеля от станции «Жулебино».
Июнь — июль 2013 года. На ОП продолжается строительство станции. В июне со стороны строящейся станции «Котельники» запущен проходческий щит (ТПМК) в сторону строящейся станции «Жулебино» (правый перегонный тоннель).
Август — октябрь 2013 года. На ОП продолжается строительство. В конце августа завершена проходка правого перегонного тоннеля в сторону станции «Жулебино».
Ноябрь — декабрь 2013 года. Строительство станции практически остановлено. На площадке осталось минимальное количество техники. С объекта выведен почти весь персонал, за исключением охраны.
Февраль 2014 года. Некоторые работы возобновлены. Полностью завершено бетонирование центральной части станции, в конструкциях построены оба переходных коридора до пересечения Новорязанского шоссе.
Март — июль 2014 года. На ОП возобновляется и продолжается строительство станции и оборотных тупиков.
Август — сентябрь 2014 года. Строительные работы достигают пика активности. В полной мере заливаются бетоном котлован и тупики. Начата проводка электрики.
Октябрь — декабрь 2014 года. Все основные строительные работы подходят к концу. Достраиваются павильоны входов/выходов станции, начата внутренняя отделка, укладка кабеля, монтаж системы вентиляции, жизнеобеспечения, сигнализации и видеонаблюдения. Завершен монтаж всех эскалаторов. 29 декабря со станции на собственной тяге по одному из готовых тоннелей проехал мотовоз с мэром Москвы Сергеем Собяниным в сторону станции «Лермонтовский проспект»[13].
Январь 2015 года. В тоннелях провели первый габарит. Возникли неполадки в съезде за станцией.
Февраль — май 2015 года. Отделочные работы находятся в завершающей стадии. В связи со сдачей предыдущего участка «Выхино» — «Жулебино» в неготовом виде, на последней проводится устранение неполадок и достройка к полной степени приёмки.
Июнь — август 2015 года. Завершение отделочных работ в пристанционных помещениях.
12 августа 2015 года на станцию прибыл пробный состав.
15 августа 2015 года для подсоединения станции был закрыт участок ветки «Выхино» — «Жулебино».
Вторая половина августа 2015 года. Идёт активная обкатка путей и графика, введён режим метрополитена.
Сентябрь 2015 года. Подготовка к открытию станции. Заканчивается согласование всех необходимых документов, связанных с открытием станции.
21 сентября 2015 года. Торжественное открытие станции.
Управляющая компания по строительству станции — АО «Мосинжпроект».

Архитектура и оформление
«Котельники» — двухпролётная колонная станция мелкого заложения, расположенная на глубине около 15 метров[2]. В конструкциях она аналогична соседней «Жулебино», но в плане оформления представляет более яркие тона, округлённые колонны и ровный, прямой потолок. Пол отделан красным гранитом. Стоит также заметить, что с 2010 по 2013 годы для станции использовался проект, ранее распределённый под «Жулебино», — зелёно-голубой цвет стен и белые V-образные колонны.

Стены станционного зала облицованы гранитом и мрамором. Для цветовой палитры характерно преобладание светло-серых оттенков, сочетающихся с декоративными вставками из нержавеющей стали[14].

На станции были установлены два автомата для зарядки мобильных устройств (демонтированы 19 ноября 2015 года по причине вандализма). Автоматы были оснащены четырьмя розетками, шестью различными портами и кабелями трёх различных типов. Изначально на станции было представлено два типа указателей: старый и новый. Но позднее облик станции полностью изменился: вместо новых указателей (которые стоят на станциях «Текстильщики», «Кузнецкий Мост» и других) поставили старые[15].

Расположение и вестибюли
Станция размещена на территории города Котельники Московской области (микрорайон «Опытное поле»), с выходами в район Выхино-Жулебино ЮВАО города Москвы и микрорайон «Городок Б» города Люберцы Московской области.

Станция включает в себя два подземных вестибюля, имеющих по два выхода каждый. Северо-западный выход расположен у 6-го микрорайона Жулебино и имеет отдельный выход к «Городку Б» города Люберцы. Восточный выход ведёт в оба направления по южной стороне Новорязанского шоссе и планируется как доступ к будущему ТПУ.

На станции опробовано несколько технологических новинок, которые, возможно, впоследствии будут распространены и на другие станции московского метрополитена. Так, в вестибюлях станции размещены торговые автоматы, где можно купить зерновой кофе, снэки и мороженое, а также аппараты для оборачивания зонтов в полиэтиленовую плёнку. На входных турникетах имеются устройства для считывания контактных банковских карт[14].

В восточном вестибюле станции располагается Бюро находок (склад забытых вещей) Московского метрополитена, переехавшее сюда в 2015 году со станции «Университет». Здесь в течение шести месяцев хранятся вещи, забытые на станциях, в вестибюлях или в вагонах электропоездов[16].

В дальнейшем между станцией и Новорязанским шоссе планируется строительство транспортно-пересадочного узла для автобусов дальнего направления, а также перехватывающей автопарковки. Для этого с обеих сторон будут оставлены заделы под строительство двух дополнительных выходов.